4-х ступенчатая династия General Motors как TH700R4 (Turbo-Hydramatic) 4L60E / 4L65E началась с 1982 года и после незначительных модификаций была переименована в 1990 году в 4L60 согласно новой классификации GM, где:
4- количество ступеней переключения скоростей.
L- longitudal, продольного расположения, в отличии от T- (transversal - поперечное).
Хаммер 60 - класс по максимальному крутящему моменту (до 488 N·m)
Эта 4-х ступенчатая коробка для заднего привода конструктивно основана на неубиваемой легендарной серии Cadillac HydraMatic 700R4, но сделана ДжиЭмовским заводом в Толедо (Огайо) и зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. Используется для задне- и полно-приводных грузовиков и внедорожников с двигателем от 3 до 6 литров. Это главная коробка для Хаммеров всех поколений. Ее устанавливали на Сааб и Судзуки Витара.
В апреле 1993 года были произведены некоторые изменения в конструкции, которые заключались в основном в доработке поршней, резинок и прокладок.
В 1996-м была произведена первая серьезная модификация и управление гидроплитой стало электронным, что добавило в название букву-Е 4L60-E.
Запчасти для ремонта для всех модификаций остались практически без изменений, только были усилены пакеты, планетарные передачи (на 5 сателлитов). Была усилена Тормозная лента (шириной 67мм вместо 57мм) 204020A (на фото внизу).
В 2001-м выпущена усиленная модификация - 4L65E, рассчитанная на момент до 515 N·m.
Удачные решения этой конструкции легли в основу популярного у нас поколения заднеприводных 5-ти ступенчатых АКПП - 5L40/ 50E. Кроме того вышла еще более мощная модификация 4L70E для бензиновых двигателей V8 на 6 литров. Многие расходники у них - взаимозаменяемые.
Ремкомплект\ Оверол кит\ Overhaul Kit), 4L60E/65E без поршней 2001-Up4L60E-65E - самая популярная трансмиссия GM 2010-2012 гг. на российском рынке капремонта. По количеству ремонтов она опережает даже переднеприводную 4T65E, использовавшуюся для европейских Вольво. Комплект прокладок и сальников (Оверол Кит №204002) разделены по году выпуска аналогично фильтрам.
Комплект фрикционов стали комплектовать максимально устойчивыми к перегреву, с карбоновым волокном HEG (High Energy Graphit) из-за того что в самом слабом пакете 3-4 (ниже) они слишком быстро сгорают - 204003.
Типичные болезни и ремонтные места АКПП 4L60E/ 4L65E:
Почти с каждой заменой фильтра и масла меняются и расходники.
Фильтры имеют несколько модификаций:
- (204010) - Фильтр, подходит для 700R4/ (гидравлическая) 4L60 1982-1993 гг.
- (204010A) - Фильтр тонкий для мелкого поддона 4L60E (Electronic) с 1993 г.
фильтр 4L60E 1993 +
Фильтр, 4L60E для глубокого поддона 4X4, металл/пластик с ребром 1998-Up
- (204010B) - Фильтр, 4L60E/ 4L65E (глубокий поддон 4X4), тонкий , металл/пластик с ребром с 1998г.
- (204010C) - такой же Фильтр 4L65E для глубокого 4X4 поддона толстый из пластика 1997-Up.
Полностью взаимозаменяемы.
Фильтр, 4L60E для глубокого поддона высокий из пластика 1997-Up
- (204010E) - Фильтр, 4L65E (глубокий поддон) низкий из пластика {Hammer H3, 2006-Up}{Colorado & Canyon 4WD 2004-Up}
- (204010E) - Фильтр, 4L65E (глубокий поддон) низкий из пластика {Hammer H3, 2006-Up}{Colorado & Canyon 4WD 2004-Up},
Поршень Обрезиненный, 4L60E/4L65E 3-4 1997 - Up
Слабый пакет сцепления - 3-4.
Для замены расходников в этом пакете (3-4) всегда берут усиленный комплект Z-Pak (№204100K). Эту конструктивную "болезнь" унаследовали с генами от 700R4. Вызвано сгорание этого пакета обычно тем, что в режиме "кикдаун" это сцепление (3-4) работает на пределе и даже свыше.
С фрикционами пакета горит и поршень 204960.
В 2 раза реже меняются фрикционы и стальные диски пакета Forward и Low/Reverse, почти не горят расходники - Overrun.
С фрикционами этих пакетов меняют и поршни 204964 (Форвард) и 204969(Overrun)
- Барабан сцепления, Drum, (Rev Input Drum) №204556-AF. Вместе с тормозной лентой 204020.
Эта проблема является головной болью для Хаммеров H2 и H3 с двигателями свыше 5 литров. На 3.5 тонные 6-литровые Хаммеры в 2002-2006-х устанавливали слабоватую для них 4L60 вместо устаревшей и простенькой, но по-ветерански крепкой 3L80 (на армейских авто до 93г.) или 4L80 (на Хаммер1 с 93г.), выдерживающих больший крутящий момент (597 N·m).
И на первых модификациях 4L60 Барабан с Тормозной лентой не выдерживали крутящий момент от мощных хаммеровских двигателей и выходили из строя после пробегов до 50 ткм. Лента или вытягивалась или проедала в барабане борозду и ломала его.
С 2006 года Хаммер 2 (и Хаммер 3) с 6л моторами перешли уже на 6-ступенчатые АКПП класса 80 - 6L80. И все встало на свои места.
Первые капремонты
4L60 заключаются в чистке гидроблока, соленоидов, ремонте гидротрансформатора с заменой фрикциона блокировки и некоторых расходников. Если масло с фильтром меняется часто и вовремя, то коробка ходит довольно долго.
Электрика этой трансмиссии очень надежна. Недаром многие удачные решения по электрике копировались для "родственников" со стороны младшей 4L30 и со стороны "старшего брата" - 4L80.
Соленоиды меняются, когда выходит срок их службы (7-10 лет) всем комплектом. Первыми сходят с дистанции самые нагруженные - ЕРС (204435), сразу за ними: 204418 и 204421.
Самая слабая плата гидроблока - Переключатель селектора передач, (Switch Manifold Pressure) - 204442.
После пробегов 150-200 ткм выходят из строя по старости (и в первую очередь из-за грязного масла) следующие узлы :
- Сепараторная пластина клапанной плиты (№204747EC-AF). Проблема: шариками (5 шт) разбивает отверстие в пластине. И приходится менять пластину. Также для ремонта используют различные ремкоплекты жиклеров сепараторной пластины (204741К).
- Сепаратор Обгонной Муфты, Forward (Input) Clutch и Low/Reverse, (204654 и 204658)
Уникальный GM-ский масляный насос не очень популярной конструкции - с лепестками-лопатками, которые движутся поступательно в пазах ротора. Неплохо ходит первые 100 ткм. Но не любит высоких оборотов и грязного масла. Загрязнение и износ абразивной фрикционной взвесью в масле.
Ремонт заключается в смене комплекта 13-ти лопаток (204531), который различен для модификаций до и после 96 года. Эта конструкция чувствительна к качеству масла и превышению скорости и является частой причиной ремонта в этом семействе, точно так же как и у популярного родственника - 5L40E.
На долгожителях, переживших масляное голодание меняют втулку крышки насоса №204034.
Более серьезные пробеги заставляют мастеров заказывать весь комплект втулок. № 204030
Гидроплита - "вечная", но подлежит регулярной чистке и ремонту (выше).
Далее по частоте заказов следуют все прокладки и сальники, входящие в ремкомплект, устраняющие и предотвращающие подтекания масла ATF.
В целом эти АКПП - по-армейски крепки и основательны (если не считать неравный брак с 6-ти литровыми Хаммерами) и после штатного капремонта будут честно служить не один год.
источник