Совет Госдумы утвердил вчера законопроект о поправках в самые "страшные" автомобильные
статьи Кодекса об административных правонарушениях. За выезд на встречку в первый раз можно
отделаться штрафом, пишет "Российская Газета".
Речь идет о самых страшных лишенческих статьях, то есть тех, за которые предусмотрено
безальтернативное лишение прав. Например, за выезд на встречную полосу.
Новому корпусу избранных депутатов полюбилась 12-я автомобильная глава Кодекса об
административных правонарушениях. Еще не вступили в силу последние поправки,
как предлагается ввести новые.
На сей раз автором и инициатором поправок выступил первый зампред думского Комитета
по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков.
Он более известен как глава движения автомобилистов "Свобода выбора". Что предлагается в законопроекте?
Одна из самых глобальных поправок - это внесение изменений в часть 4 статьи 12.15.
Автомобилистов, которые впервые выехали на встречную полосу в нарушение правил,
предлагается наказывать штрафом. А уж за второй, третий и следующие случаи - лишением прав.
До сих пор эта статья не содержала разброса наказаний: лишение прав - однозначно.
А на четыре или шесть месяцев - на усмотрение судьи. Штраф в размере 5000 рублей был
предусмотрен только для водителей, чье нарушение было зафиксировано камерой, работающей в автоматическом режиме.
Еще одна грозная санкция предусмотрена в части 3 статьи 12.16 КоАП. За движение во встречном
направлении по дороге с односторонним движением - штраф 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев.
Лысаков предлагает в случае первого нарушения таких водителей наказывать штрафом в 4000 рублей.
При повторном нарушении применять санкции статей по полной программе.
Как рассказал "РГ" Вячеслав Лысаков, существующая норма означает, что законодателем за
указанное правонарушение предусмотрено безальтернативное наказание только в виде лишения
права управления транспортными средствами в случае фиксации и оформления данного правонарушения
сотрудниками Госавтоинспекции. Однако на практике подобное нарушение не всегда отличается
высокой степенью общественной опасности.
- По данной норме предполагается одинаковое наказание для всех нарушителей, - говорит Лысаков.
- Без прав останутся и те, кто совершил правонарушение впервые, не создав аварийной ситуации и
нарушив требования дорожной разметки в местах, где встречное движение крайне редкое, и те, кто
неоднократно совершает подобное деяние на дорогах с интенсивным движением, подвергая опасности
жизни и здоровье других участников движения.
Кроме того, утверждает Лысаков, данная ситуация становится очень благоприятной для развития коррупции.
Отсутствие альтернативы лишению права управления транспортными средствами служит мотивацией для
водителей дать взятку - он понимает безвыходность ситуации и стремится избежать не всегда справедливого,
но довольно сурового наказания. Однозначность наказания создает предпосылки для коррупции у правоприменителей,
и они зачастую пользуются сложной дорожной обстановкой, чтобы ввести водителей в заблуждение,
а порой и сознательно провоцировать участников дорожного движения на такое правонарушение, лишь бы извлечь личную выгоду.
Именно поэтому, считает Лысаков, целесообразна дифференциация наказания за данное нарушение в зависимости
от количества правонарушений, которая предусматривает наказание в виде штрафа в случае совершения этого
нарушения впервые и лишения права управления транспортными средствами в случае повторного нарушения.
Многие правозащитники тут же высказались в том смысле, что предложение вводит вилку в наказаниях,
от чего в последнее время старались уходить. Однако на это Лысаков говорит, что никакой вилки нет.
Речь идет о первом нарушении. А если водитель не раз попадался на выезде на встречку в нарушение правил,
то его должны наказывать более строго. Законопроект предполагает такую же вилку наказаний
и за движение задним ходом.
Выезд на встречную полосу имеет столько нюансов, что даже Верховный суд не в силах однозначно
разрешить, как расценивать ту или иную ситуацию. А поэтому возможность для взятки остается.
КстатиВ прошлом году, по данным Госавтоинспекции, из-за нарушений правил водителями,
выехавшими на полосу встречного движения, произошло 13 112 аварий.
Это на 2,1 процента меньше, чем годом ранее. В них погибли 5065 человек.
Это на 8,1 процента больше, чем в 2010 году. Ранены 23 762 человека,
что на 4,3 процента меньше, чем годом ранее.
Всего за
выезд на встречную полосу в прошлом году возбуждено
246 тысяч административных дел.
Владимир Баршев
. Есть свой интерес....
.