Вместо пролога
В одной старинной притче некий злобный человек, желая недоброго ближнему своему, кричал: «Что б жить тебе в век перемен!»
***
За весьма короткую, в историческом контексте, новейшую историю нашей страны, некогда бывшей костяком государства с имперскими амбициями, мы не раз имели возможность убедиться в актуальности слов, вынесенных в качестве пролога.
Именно это выражение невольно вспоминается сейчас, когда на наших глазах происходят очередные перипетии в правоохранительной системе. Наблюдая за тем, как под лозунгом реформирования довершается разгром остатков одного из ключевых силовых ведомств, остаётся только сожалеть, что во всей этой затее нам отведена роль статистов, не имеющих возможности ни на что и ни на кого повлиять.
Как бы не ругали и не склоняли отечественную ГАИ-ГИБДД, по оценкам многих аналитиков и практиков милицейской службы, на фоне прочих подразделений министерства внутренних дел (как оперативных, так и задействованных в поддержании общественного порядка) именно автоинспекция в последний десяток-другой лет являлась более-менее управляемой и, отчасти, работоспособной структурой.
Даже не испытывая особого пиетета по отношению к служителям свистка и жезла, сегодня невольно зарождается сочувствие к ним. Но не спешите пинать меня за эти слова в отношении разношерстых представителей этой структуры МВД, состоящей сплошь из неповоротливых пузатых дядек или тщедушного вида юнцов в сине-серой форме. За этими словами жалости скрывается, в первую очередь, сочувствие к нам – обычным гражданам, которым «посчастливилось» владеть каким-либо средством транспорта или приходится, зарабатывая себе на жизнь, крутить «баранку».
Истерия с преобразованием милиции в полицию, что захлестнула страну в последние полгода, вот-вот аукнется водителям рикошетом новых проблем при общении с ДПСниками, госинспекторами МРЭО-МОТОТРЭР, дознавателями в административных группах…
В Москве ситуация с «реформированием» дорожных милиционеров в… В «полиционеров» вплотную приблизилась к маразматическому апофеозу. После осенне-зимних сокращений в строевых подразделениях ДПС столицы, когда «под нож» сей кадровой процедуры попало чуть более двадцати процентов рядовых сотрудников, в середине лета волей «разума» новоиспечённого руководителя столичной ГАИ полковника Ильина, вдохновляемого главным московским «полигеном» Колокольцевым, прославившегося актёрством в телесериале про Патриаршие пруды и невыполненным обещанием отправлять служить в собачий питомник начальничков-матершинников, продолжились сокращения рядовых сотрудников.
С первых чисел июля, аккурат в профессиональный юбилей ГАИ, в московских округах были упразднены отделы ГИБДД. Откровения ради надо заметить, что сия «прослойка» в милицейской иерархии, была совершенно излишней. Но сама процедура отказа от неё сильно попахивает нафталином отечественной кампанейщины: поспеть к назначенному «верхами» сроку не взирая ни на что и ни кого. Результат подобного подхода, к сожалению, уже никого не удивляет: многие профессионально состоявшиеся сотрудники либо остались не у дел (иначе говоря, получили уведомления о сокращении), либо вынуждены соглашаться на понижение в должности. От подобного рода «реорганизации» можно ожидать только одного: и без того невысокий общий уровень расследования по административным делам или эффективность деятельности столичной автоинспекции по организации дорожного движения придёт в окончательный упадок.
На фоне приведённой выше ситуации, совсем уж незамеченным остался факт переподчинения окружных регистрационных подразделений городскому управлению ГАИ.
Многие могут сказать, что обывателю от всех этих внутриведомственных «перепланировок» - ни горячо, ни холодно! Но это только на первый взгляд: вникнув в суть происходящего, поневоле оторопеешь.
Посмотрим на ситуацию с чисто прагматических позиций. Уменьшение численности инспекторов ДПС приведёт не к исчезновению разного рода «засад в кустах»: эту исторически сложившуюся объективную реальность нашей дорожной жизни вряд ли удастся когда-либо искоренить. Скорее всего, подобное «новаторство» приведёт лишь к ещё большему увеличению времени ожидания прибытия «господ оформителей» на места ДТП. Проиллюстрировать сказанное можно на примере Западного округа столицы: после всех сокращений в «местном» батальоне ДПС количество инспекторов, привлекаемых для обеспечения проезда разного рода бонз и чинуш, пропорционально уменьшать никто не собирается. Так что, милые граждане водители, если, не приведи господь, вас угораздило попасть в аварию, готовьтесь к томительному многочасовому ожиданию…
К сказанному следует добавить, что после завершения начатой «оптимизации» численного состава автоинспекции не следует рассчитывать на более углублённое изучение всех обстоятельств «мелких», и не очень, аварий: в условиях цейтнота, вызванного сокращением «персонала», никто из сотрудников административных групп, и ранее не утруждавших себя чем-то подобным, не станет особо «замарачиваться» поиском истины. И уж тем более не стоит обольщаться надеждой на положительные сдвиги в вопросе рассмотрения протоколов о наших с вами «похождениях» и «подвигах» на дорогах.
Аналогичная ситуация в ближайшее время станет актуальной и для посетителей регистрационно-экзаменационных подразделений. Волей всевышнего… Простите, всего лишь начальника столичной автоинспекции полковника Ильина, присланного из города тысячной купюры, все, кто ранее в округах были задействован на поприще регистрации транспорта, переходят в прямое подчинение «группы товарищей», обосновавшейся на Садово-Самотёчной улице Москвы. Ранее существовавшие в первопрестольной окружные регистрационно-экзаменационные подразделения преобразованы в пять монстроподобных отделов МОГТОРЭР (звучные названия, не правда ли?), каждому из которых присвоен порядковый номер: № 1, № 2, № 3, № 4 и № 5. При этом, первый из этого перечня будет ориентирован на работу с разного рода «блатотой», а на плечи остальных взгромоздят работу со всеми прочими владельцами транспорта, поделив «зоны ответственности» по сторонам света. И не стоит надеяться, что начальников станет меньше – для руководства такой априори неповоротливой махиной, да ещё в условиях отсутствия соответствующего финансирования и современных средств связи, штат управленцев, вероятнее всего придётся увеличивать – обратного в современной истории нашей страны ещё не случалось. В подтверждение последнего тезиса говорит и тот факт, что над этими «один-два-три-четыре-пять» в недрах управления ГАИ создаётся «смотрящая» структура, которой присвоят некое условное наименование, типа, «координационный центр». На роль «смотрителя» уже приглашён ещё один «ярославский парень». Многие могут сказать, мол, какая нам разница: все эти «изменения-назначения», что происходят с МОТОТРЭР – тот же шарик, только в профиль! Ан, нет! И здесь личный состав госинспекторов и вольнонаёмных сократят процентов на тридцать. Но и этих мер по «улучшению» приёма населения показалось недостаточно и, конечно же, из лучших побуждений, решил ярославский варяг перетасовать всех по разным отделениям. К примеру, кто в поте лица «трудился» на поприще регистрации в южной части города, вынужден будет применить свои знания и опыт, допустим, на севере. Станет ли от этого лучше тем, кого угораздило купить или продать автомобиль, вопрос праздный: при любой перестановке неизбежны сбои в процессе притирки новых людей друг и к другу, и новому месту работы. Всем хорошо известно, что достаточно маленькой заминки, как и в без того многолюдных коридорах регистрационных отделений тут же образуются многочасовые очереди.
Предполагаю, что многое из сказанного выше вызовет неоднозначную реакцию и многие будут готовы поспорить со мной по тому или иному критическому замечанию о предстоящих «преобразованиях». Но прежде, чем дискутировать со мной, предлагаю каждому потенциальному оппоненту ответить на вопрос: чем закончилась история с громогласным заявлением об отмене техосмотра? Ничем! Стараниями связки чиновников в погонах и власть предержащих нам, в завуалированном виде, навязана идентичная существовавшей схема отъёма денег у граждан: все прежние поборы приобретают статус официальных платежей, позволяющих извлекать из карманов автовладельцев «кровные» и отправлять их на счета подконтрольных коммерческих организаций, специально создаваемых под это "новшество"…
***
Вместо эпилога.
Судя по всему, нашему народу, на котором власть чинуш без конца ставит эксперименты по выживанию, уготовано уникальное по своей сути назначение: быть назиданием остальному миру о том, как нельзя жить.