Вступление.
Если Вы, даже ездя на вседорожнике, никогда не спускаетесь с дороги (дорога здесь - это полотно с ТВЕРДЫМ покрытием), то Вам эта тема в принципе не нужна. Хотя, не зарекайтесь, ибо купить этого прожорливого здорового монстра и не залезть в в болото... это странно. Но адресую я сей опус тем, кто все же иногда хоть машину моет не от коктеля Лужкова и дорожной пыли, а от реальных кусков грязи.
Предисловие. Я не волшебник, я просто учусь, я многого не умею, но слушать умею хорошо. В далеком 1971 году меня 3-хлетнего вывезли на электричке и телеге на берег Можайского водохранилища и поселили на месяц в палатке. Перестал ежегодно туда ездить в возрасте 34лет по причине отсутствия рыбы и других проблем. То есть все детство-юность-возмужание я провел в резиновых сапогах как минимум по щиколотку в глине. Свое отношение с оффроадом (слова такого небыло еще) я началя начал лет в 10 толкателем машин, продолжил убийцей легковушек и наконец то купил Внедорожник. Правда первый Патрол был недоприводным, так что владельцев Елабузеров я отчасти понимаю.
Глава 1.
Как попасть во внедорожную ...опу. Это сделать проще, чем думается. Достаточно съехать с дороги на пыльное поле... и вероятность попадалова возрастает в разы, ибо дождь никто не отменял и дорога которую Вы сделали вчера за 5 минут, может стать 12-тичасовой и более. Поэтому сначала о снаряжении внедорожника. (Пока верьте на слово, значение некоторых предметов позже).
У каждого уважающего себя владельца авты 4х4 есть несколько предметов в багажнике, которые его резко отличают от "легковиков на джипах".
РАЗ - это ЛОПАТА. Она лежит во многих машинах, но у Вас должна быть ХОРОШАЯ ПОЛНОРАЗМЕРНАЯ лопата. Пропустим историю, рекомендации - штыковая лопата Фискарс с железной ручкой в полный рост. НЕ САДОВАЯ!!! У садовой длиннее штык, который радостно гнется и ломается в глине. Но этот Фискарс - это рекомендации. В принципе, это может быть лопата Вашего отца или деда, главное, что б Вам было удобно ей работать и что б она не сломалась в самый... Причем возможно Вам придется ей работать о-оченно долго, без шансов на замену лопаты или Вас. Потому инструмент и руки должны быть притерты друг к другу. Хранить лопату в багажнике можно удобно, я например закрепляю ее на внутренней стороне борта 2-мя клипсами для гофры и полоской текстильной застежки (липочкой). Вереск хранит снаружи на доске, заменяющей ему заднее стекло на хомутах от труб. Кароче, включив мозг можно разместить инструмент! Укороченную лопату хранить удобнее, но работать, имхо, нет. Тему раскладных лопат (от того же Фискарса) не трогаю, ибо не верю им в плане надеги. Мож я и ошибаюсь.
ДВА - это трос (стропа, веревка). Это не может быть изделие из магазина ТАЗозопчастей. Там такое не продают. Все цифири на красивых стропах - ложь, п....жь и провокация. Ибо ТАЗ чуть не в 2 раза легче и на 2 моста его посадить сложно. Это БУКСИРОВОЧНЫЕ приблуды для буксировке на ровном, Вам нужно рывковые для вырывания Вас из плена ужасного хОвна. Железный трос 8-10 мм выбросьте из багажника, он тож не подходит. Трос (текстильный)из магазина грузовиков, парашутная стропа, изделия из 4х4 магазина - это Ваше. Но все это сильно дороже. *задумчиво* почему бы это?
Могу владельцам Блейзеров рекомендовать веревку со стройрынка диаметром от 20мм. Дешево и сердито. Берите минимум 6 метров. У меня лежит 10 (правда на Тахе его еще не испытал). К такелажным приблудам относятся т.н. Шаклы, на стройрынках их еще завут шакели. Это скоба и палец на резьбе в ней. Такое разъемное звено цепи. Вам нужно от 16 мм (диаметр прутка), лучше 18.... короче ВАМ чем больше - тем лучше. Но и маленький хоть один возите - не всегда ж Вас тянут, мож и Вы легковой поможете, а у него проушинки тюююю мелкие. Форма шаклов значения не имеет - есть U образные, есть Омегообразные, но это чистая эстетика. Но U образником можно цеплять и за рессору (накрайняк), а омега такого же размера - нихьт.
ТРИ. КОМПРЕССОР. Эта штука должна быть... мощной и надежной. Запомните название БЕРКУТ и цифру 50 (это литры в минуту). Стоит он 100 баксов примерно. Дешевле компрессор с цифирью 50 - это голимое китайское не тонет, дороже - да сколько угодно! У Беркута есть модель на 35 литров, но кроме Нивы я б ничего не рискнул качать, да и подключение через прикуриватель я п сразу переделал на крокодилы. Хотя Блейзеру на стандартных 235-75х15 хватит...наверное. Есть модель по 72 литра (200 баксов)- но Вам этого много, нафига лишнее платить. Есть брэнды типа Виайр - но тож нафига, понты или для спортсменов.
Итак со всем этим барахлом вы приехали по наущению одного владельца 2104, который тоже с Вами рядом и еще 5 легковушек, на берег речки, развернули мангал, накрыли стол, дети резвятся на пляже, вы усугубляете...Как много тяжелых оффроудных историй начинались именно так! Потому можете считать меня или себя параноиком, но поставьте машины носом к выезду, прежде, чем пить. И носом вниз, желательно. То есть что б тронуться можно было легко и на нейтрали. Все машины. Ну а теперь бухаем!
Хмурое утро.Хмурое - патаму что тучи и дождь зарядил часа в 3 ночи.
2104 друга, который разбуженный дождем пытался уехать. Тока дерн сорвал (говорили ж Вы ему, поставь носом вниз, а он "Спать неудобно"). Теперь его таскать. Друзья - водители других машин вернулись с поля... Морды тож хмурые. Оченно, спорят, пройдет Беларусь, или сразу гусеничный искать?
Короче, если есть возможность переждать - ждите, лучший способ выиграть бой - избежать его. Авось солнышко проглянет. Если возможности нет, то надо начинать ... Вы уважающий себя Жипер, потому надо начинать действовать - либо Вы вылезете сам и вытащите других, либо... как лохи недоприводные, попремся за трактором.
1. Сдуйтесь. На любой резине (кроме т.н. изоленты наверное), любых дисках всегда есть возможность стравить давление. До 1 атм как минимум. А можно и до 0,8... иногда и до 0,5. Ваша резина превратится в подобие гусеницы танка. У Вас уже не пятно контакта, а полоса. При этом, выходя из пятна, резина так изламывается, что грязь из протектора просто вываливается. Кстати, не забудьте то же сделать с ведущими колесами недоприводов. Снижение давления в колесах - наиболее дешевый и действенный способ повышения проходимости! И забудьте нафик славо "клиренс", забудьте, чесс слово. Я первый раз тоже упирался, кричал что "29" Пиллигримам на Патруле не хватает высоты, я брюхом сажусь..." Когда моим друзьям надоело меня таскать и дергать, они сдули меня насильно... До 1,2. Я больше в тот день не сидел. Я НЕ ЗНАЮ ПОЧЕМУ!!! И на следующий день купил Беркута 50-литрового. А пока все собираются - идите в разведку. Промерьте ногами ВЕСЬ путь. до твердого.
2. Поехалы. АКПП вообще то великая весчь. С ней удобно на бездорожье. Но в любом случае научитесь "гладить" педаль ногой. ЛЮБОЕ резкое движение - Вы сорвали дерн (подсохшую глину) одним колесом, момент перекинулся на оставшиеся 3 и вот Вы уже радостно шлепаете 2 колесами на месте. Поэтому, если Вы планируете ехать нежно - воткните 2 в АКПП, да и в РКПП тож. ,это снизит момент на колесах и сбережет грунт. До последнего старайтесь ехать внатяг.
3. Колея. Старайтесь все таки ее избегать. Мало того, что есть риск сесть на пузо, колея обычно хуже просыхает и быстрее отмокает из-за этого. Мокрое поле лучше колеи, особенно если Вы сдулись. Если поле держит человека - у Вас есть шанс. Если колею не объехать - ее как положено - между ног. И ползком, гладя педаль. Но Вы не удержались и свалились. Если вы висите - что ж, копайте поддомкратные ямы, поднимайте машину, валите валежник под колеса. Бревна не рекомендую - метр проедете, получите 2 удара при съезде с него, или вааще, свалитесь с дерева и колесо зажмет в колее бревном. Валежник в колее имхо лучше класть на дно вдоль, верхний слой поперек. На выходе - поперек. Рубить валежник можно лопатой, если Вы не привезли топор. Если домкрат проваливается в трясину - подложите под него лопату - будет счастье. Если Вы в колее все же едете, но так - метр назад, два вперед-замылились, раскачались на метр назад - 2 вперед-замылились, то делайте это уже на "1" в АКПП, не насилуйте девайс. И вообще, попробуйте выскочить - подкопать края колеи там, где упираетесь передними колесами. Сделайте для них "пандус". С задними сложнее, но тоже можно расчитать. Если Вы постоянно замыливаетесь в глине даже внатяг - попробуйте дать гари! Вполне возможно, что очищение резины пойдет удачнее. Тока не стоять на месте и рыть, а если вы едете, но Вам не нравится как - попробуйте. Вообще, если Вы вдруг по любой причине встали (букс, падение в колею, попадание в яму, короче, если Вы газку вперед - не едет, назад - не едет,) то пипец, вылезайте. Пришло время копать лопатой. Машина должна все время двигаться или иметь возможность двигаться!!! Вам надо остановиться в туалет? Сдайте 1-2 метра назад, только потом вылезайте из авты. (случай из жизни:несколько жипов в расколбашенной пойме. почти все стоят. меж ними ходит человек и спрашивает "Ты едешь" и отходит к следующей. Оказывается, он не желание спрашивал, а возможности. Я например стоял, но "ехал")
Вы сели. Наглушняк. Пригнали трактор с полупьяным трактористом. Он достает трос с руку толщиной... Оооо, мы знаем этот трос, его зовут "половинитель Нив" Нива рвется нараз такой байдой. Да и рамники страдают из-за беспробудного пьянства трактористов - гнут рамы, отрывают мосты. Не жалейте, достаньте свою стропу или веревку. Она мягче, поможет обезопаситься от действий трактора. А если, как у меня, поймал шассик (ну этот, трактор с кузовом на морде) или Ниву (тоже было). Нет веревки - нет шансов. Эти легкие машинки будут болтаться перед Вами как болонки на поводке. А с веревкой иначе - дать слабину 1м, разгон, когда веревка вытянулась и буксир встал - его водитель в тормоз и держи. Раз на 10-й мож и выбересся. Слабину можно довести до длины троса (то есть разгон от Вашего бампера) Такие эксперименты на железных тросах приводят к разбитым фонарям и стеклам и (Не дай Бог, тьфу*3) проломленным и отрубленным конечностям. Понятно, почему веревка такая дорогая?
Короче, я не знаю, как и что писать. Я иссяк морально, не люблю поучать. Ибо истины на 90% прописные.
Кратко:
Будьте готовы материально (содержимым багажника)
Будьте готовы даже в пустыне Сахара (паркуйтесь с точки зрения максимально удобного выезда). Не только из-за дождя : пьяные туристы, ураган, проснувшийся мамонт.
Не ввязывайтесь (уедьте до мокрого или после высыхания)
Сдувайтесь
Разведай весь путь.
Натяг - это "2"
Буксуйте двигаясь. Но только на "1".
Двигайтесь. Если не двигаешься - копай лопатой, а не колесами. Лопата - самый первый и самый верный твой друг.
Дергайся только своей веревкой.
А главное, спроси у себя ДО ТОГО: А ОНО ТЕБЕ НАДО?
Хрень какая то получилась, но труда жалко, потому вывешу...пока