Вечера минувших выходных посвятил чтению разных периодических изданий, отдавая предпочтение, естественно, автомобильной тематике. Обращает на себя внимание большое количество материалов в той или иной степени посвящённых массовым (и не очень) выступлениям владельцев автомобилей по тому или иному поводу. Памятуя о том, что на форуме «Chevy clana» данная проблема под именем «Братство красных фонарей…» прозвучала в разделе «Чисто трёп» и, судя по всему, не потеряла своей актуальности, позволю себе несколько мыслей по этому поводу.
Знакомясь со своего рода дайджестом автомобильных изданий, обращаешь внимание на то, что основная часть разговоров приходится на ДТП с участием автомобиля бывшего губернатора М. Евдокимова и автомобиля простого водителя О. Щербинского. Никому не пожелаешь попасть в ДТП, тем более с таким «набором» сопутствующих обстоятельств.
Относя себя к числу сочувствующих О. Щербинскому, хочу (не претендуя при этом на безаппеляционность) сделать несколько замечаний по данной ситуации.
Первое.
В связи с происшествием много внимания в СМИ было уделено разного рода выступлениям в защиту О. Щербинского. Но самое печальное, что очень скоро о водителе Щербинском забудут точно также, как и о пострадавших при теракте в ДК на Дубровке или погибших и раненных под развалинами «Трансвальпарка». Кто сейчас вспомнит о прочих, некогда «прогремевших», трагедиях? Всё это печально уже потому, что никому не нужны попавшие в беду простые люди. О жертвах вспоминают только к очередной годовщине…
Как говаривал один мой приятель: «Не в Люксембурге живём, народу много!».
Второе.
О разного рода «маршах» и «демаршах». Сами по себе мероприятия в поддержку того же О. Щербинского (например, проведённое 5 февраля в Москве), благородны лишь самой идеей защитить невольную жертву сложившихся обстоятельств. Но по исполнению это мероприятие выглядело не иначе, как очередной «P.R.» прожект деятеля, стремящегося таким образом получить дивиденды с самой акции и шума вокруг.
Судите сами. Разве правильно призывать простых водителей собраться в одном определённом месте города (в данном случае – в Крылатском), не предупредив их заранее о том, что на само мероприятие не получено соответствующего разрешения властей, как того требует законодательство. Получается, что устроитель (или устроители), сознательно либо по недоумию, сталкивает простых людей с представителями местной власти в лице той же милиции и Госавтоинспекции? И какой смысл во всём этом действии, если благородная идея претворяется в жизнь столь кондовым способом. Результат предопределён заранее: всё (на радость «желтым» СМИ) будет сведено к противостоянию граждан и милиции. И те, и другие в своём противостоянии забудут о первопричине, побудившей собраться именно в этом месте. Самое главное, что от всего этого в выигрыше будут власть предержащие, так как внимание водителей (и всех простых людей) будет отвлечено от самой проблемы, имеющей в своём названии приставку «спец»: («спецсигналы», «спецномера», «спецпропуска» и т.д. и т.п.).
Третье.
Организация мероприятия, имевшего место 5 февраля, не выдерживает никакой критики. Причём критике достойны и организаторы, и представители властей (читай «гаишники»).
Первые должны были предвидеть, что такая масса людей (имеющих совершенно разные взгляды и мировоззрение, в частности – на вопрос о соблюдении ПДД), будет практически неуправляема. И как результат, тривиальные нарушения Правил дорожного движения (та же стоянка в два-три ряда в месте сбора), которые позволят под благовидным предлогом рассредоточивать участников мероприятия привлекая их к административной ответственности. Следствием этого наверняка станет множество мелких конфликтов.
Вряд ли кто-то из устроителей «марша» озаботился элементарными мерами безопасности, призванными отсечь разного рода провокаторов и просто дорожных хулиганов, для которых подобные мероприятия лишь повод «покрасоваться» да «погорлопанить». И вновь, как следствие, дополнительные и, что главное, ничем неоправданные конфликты…
Вторые обязаны обеспечивать безопасность движения… Но и в обычной жизни этого практически никто не умеет (или не хочет). А тут – такой нестандартный случай! Надо головой работать. Принимать решения (порой неординарные) и, в первую очередь, уметь брать на себя ответственность. А этого, в силу специфики построения нашей государственной машины, никто из них не умеет. А если и умел когда-то, то разучился либо не хочет (за это ведь доплаты к денежному содержанию не предусмотрено!)*.
*Тут необходима маленькая ремарка: невольно 5-го числа наблюдал разом всех милицейских начальников собравшихся по поводу марша против «мигалок». По отрывкам фраз и их нежеланию конструктивно общаться с представителями водительской «братии» стало ясно, что никто из начальников не хочет руководить действиями милиции. Проще говоря: никто не хочет (не дай бог случись что-то непредвиденное) быть «крайним».
Из разговоров с несколькими простыми сотрудниками милиции стало очевидно, что им и самим противостояние не нужно. Многие согласны с озвученной проблемой «мигалок»…
Что имеется в знаменателе (или сумме)? Ничего. Как в той известной детской притче, когда вместо чего-то стоящего и грандиозного получился «пшик!».
Печально, если мои слова покажутся кому-то призывом сложить руки и смирится.
Отнюдь, я не сторонник подобной позиции. Но во всём нужен здоровый рационализм. Какой смысл показывать в след «членовозу» с «мигалкой» известный по американским фильмам жест (столь живописно и красочно описываемый горе-редактором «МК-Мобиля» в своей статье о суде над О. Щербинским). Этот жест в первую очередь предназначается нам самим. Ибо всё, что мы сейчас имеем (от проблем с «неправильными» фонарями до вакханалии на дорогах) свалилось не откуда-то сверху и внезапно, а есть ничто иное, как результат чисто нашего национального «пофигизма» и нежелания делать что-либо законным способом.