В общем-то сам вариант развития событий был задуман ещё год назад. Тогда на новогодние праздники мы ездили в Абхазию на поезде и ещё находясь там решили, что в следующем году обязательно поедем опять и обязательно на машине. На машине, потому что двое суток в поезде для нас, привыкших к свободе передвижения как на транспорте, так и вне его показались адом. К тому же передвижение на маршрутках по Абхазии по 100руб. с лица в результате элементарных подсчётов показало, что на машине выйдет дешевле. Ну а купив Субурбан мы поняли, что теперь ещё и жильё снимать не придётся) В общем решено, едем на машине.
Поехали мы как всегдо немного кругалём. Через город Рославль Смоленской губернии. Надо было навестить бабушку. Встретив в Рославле Новый Год утром начали собираться в путь. Разложили сидения, расстелили надувную кровать и одеяла чтобы потом не морочиться со спальным местом и поехали. Поскольку ставить рекорды скорости в планы не входило да и дорога была не чищена ехали 80-90км/час. К вечеру пошёл снег. Трассу М4 местами всё же прочистили, но падавший снег на глазах засыпал правый ряд. Левый представлял из себя сугроб, местами довольно глубокий. скорость продвижения упала до 70км/час, резина на Субурбане всё же не зимняя. Тем не менее машина передвигалась довольно уверенно. Начавшаяся в Воронежской области колея также не способствовала быстрому продвижению вперёд. Ширина колеи Субурбана в совокупности с широкими колёсами на дисках с отрицательным вылетом была великовата для легковой машины, но маловата для грузовой. В итоге машина по колее плавала как хотела. Часов в 11 вечера мы приняли решение остановится на ночёвку. Заехали на стоянку возле дороги, залезли назад и мирно уснули до утра. Машину не глушили, холодно.
Проснувшись по утру продолжили движение в сторону Абхазии. По пути остановились на рынке у дороги и прикупили довольно приличный казан всего за 800руб. У нас дома такой ценят более чем в 2000руб.
Въехали в Краснодарский край. В Цукеровой Балке нас естественно остановили, но ограничились поверхностной проверкой документов и быстренько отпустили. К вечеру добрались до Краснодара и решили заехать в город. Походили погуляли, полазили по магазинам. Поскольку догулялись допоздна решили уже никуда не ехать. Выехали за город и на территории Адыгеи завалились спать. На улице было довольно тепло, посему машину не заводили.
Утром подолжили движуху. Доехав до Лазаревского позвонил другу. Встретились, посидели в кафешке, сфоткались. Незаметно убили почти полдня.
В Адлер приехали часам к 5 вечера. Здесь возле рынка нас остановили ИДПС во второй раз, но всего лишь с целью поинтересоваться что у нас за машина) Пообщавшись с добродушным сотрудником проехали метров 300 и уткнулись в хвост очереди на таможню. Опережая события скажу, что пересечение границы заняло почти 6 часов!
Очень уж нерасторопно работает российская таможня да ещё и проезд всего лишь один. Стоя в очереди наблюдали как особо спешашие граждане объезжая очередь по встречной полосе тут же попадали в распростёртые объятия двух экипажей ДПС, стоявших на расстоянии 500м друг от друга. Чего только люди не придумывали для оправдания своих действий, пытаясь избежать наказания) Поржали от души. Правда некоторые машины не останавливали вовсе или остановив сразу отпускали- местных проживающих на этой улице, едущих на автостоянку или рынок, ну и естественно приближённых к императору) Гуляющие вдоль очереди предприимчивые граждане за 3000руб. предлагали проехать таможню без очереди, но поскольку спешить нам было некуда отказались. Таможня в Псоу уникальна тем, что на въезде пассажиры выходят из машины и переходят обе границы пешком. А потом ждут машину на выезде. На абхазской территории пассажиры покупают на всех включая водителя страховку по 250руб. с человека. А водитель оплачивает 150руб. за временную регистрацию транспорта.
Въехав в Абхазию уже ночью доехали до первого поста ДПС и на площадке возле него заночевали. А утром наблюдали за безуспешными попытками абхазских ИДПС хоть кого-нибудь не то что оштрафовать за превышение скорости, а хотя бы остановить или взять документы. Часть машин под возмущённые возгласы ИДПС не снижая, а иногда и прибавляя скорость проносилась мимо, часть бибикнув на правах друзей и знакомых также проезжала далее, а малочисленные остановившиеся местные ни в какую не хотели даже доставать документы и тоже уезжали. Никто ни за кем не гнался и по рации никаких перехватов не объявлял. В общем развлекалово видимо такое
Понаблюдав комедию поехали в Гагры. Естественно на рынок. Решили сразу закупить приправы, соусы, аджику, вино, чачу и т.п. В палатке с сувенирами купили флаг Абхазии, который немедленно был водружён на антену.
Следующим пунктом для посещения намечена была гора Мамзышха. Ещё в прошлом году присмотрели по пути себе здесь домик
Доехали до снега, полазили по сугробам. Виды обалденные, фотографиями не передать и десятую часть окружающей красоты.
Спуск обратно вниз представлял некоторую сложность. Машина тяжёлая, колёса на льду никакие. В общем ползла вниз сама и по собственной траектории.
Случайно взглянув в небо увидели вот такое
Нечто оголодавшее откусило солнце. Хорошо хоть совсем не сожрало.
Спустившись вниз доехали до Нового Афона. В пещеры и монастырь не пошли, были там год назад. Зато с удовольствием посетили кафешку где вкусно и плотно пообедали и всего-то за 650руб. на двоих.
Отобедав вспомнили, что хотели доехать в Лыхны. Там продают обалденные изделия из серебра ручной работы. Сказано-сделано. Доехали, выбрали, приобрели.
Остаток дня решили провести в Сухуме. Покатались по городу, пргулялись по набережной.
Спать поехали под Гудауту. Ещё днём присмотрели проезд к морю. Под шум волн сон был крепким и здоровым)
Утро следующего дня встретило нас дождиком. Этот день был предназначен для поездки на озеро Рица. Поехали. По дороге на Рицу увидели указатель на Гегский водопад. Свернули. Проехав метров 400 увидели водопад Влюблённых.
Осмотрелись кругом.
Дорога по которой предстояло двигаться дальше видна в правом нижнем углу. На фотографии не понятно, а в реальности дорога проездная только для полноприводных внедорожников. Камни, да ещё мокрые из-за дождя. На паркетниках ловить там нечего. Если на Мамзышхе я немного жалел, что на машине стоит внедорожная, а не зимняя резина, то здесь наоборот Мудричи пришлись в самый раз. И даже с ними пришлось ползти вверх на понижайке.
По мокрым камням ползли вверх минут 20, потом пошла обычная просёлочная дорога.
В одном месте опять пришлось переползать на понижайке по краю промоины. Цеплянули пару раз рамой за камни. Дорога идёт вдоль реки. В сезон судя по рекламе здесь организуют рыбалку на форель для желающих.
На берегах реки лежат такие вот камни.
И растут вот такие деревья.
Доехали до водопада, который вытекает прямо из скалы.
По пути назад встретили два УАЗика, местные начали привозить туристов. С одной машиной долго разъезжались на каменистом участке, узко слишком, пришлось мне сдавать назад до расширения на повороте.
Фотография опять же не передаёт всей прелести каменистой дороги. Выглядящие безобидными камни на самом деле заставляли двигаться вниз черепашьим ходом.
Вырулив на основную дорогу продолжили путь к озеру.
На въезде на территорию заповедника есть КПП. Взимается оплата в размере 250руб. с человека. Указанные на щите 20руб. с машины не берут.
Водопад Мужские слёзы возле дороги.
Кругом красота, но на дорогу надо смотреть внимательно, иначе засмотревшись на вид кругом можно ухнуться в промоину типа этой(справа возле ограждения, Субурбан в ней поместился бы целиком).
На одном из придорожных рынков сфоткались с "Ярмольником", которому ещё только месяц, но в день он уже употребляет 700г форели.
На подъездах к озеру дождь сменился мокрым снегом. Возле озера были остановлены доблестным сотрудником ГИБДД Абхазии, который за 200руб. нам предложил въезд под "кирпич" прямо на причал. Естественно согласились и запарковались прямо возле кафешек, одну из которых тут же плотно посетили.
Остаток дня провели в бесцельных катаниях по местности. Фоткать заброшенные дома, заросшие сады, разбитые дороги и т.п. желания не возникало. Да и ни к чему это, в сети и так навалом мрачных фотографий Абхазии.
На следующий день по утру прокатились до Очамчиры. Это последний крупный населённый пункт на противоположной от России стороне Абхазии. Город также производит унылое впечатление. Вообще когда заезжаешь за Сухум попадаешь в другой мир. Восстановительных работ нигде не ведётся, уныние и запустение на каждом шагу. Гнетущее впечатление в общем. Зато наш гастрономический туризм как всегда завёл нас в кафешку, где по привычке не удержались от обжорства.
В дальнейших планах было разведывание местонахождения мандариновой плантации, на которую в прошлом году вывозили наших соседей по жилью. В лучших традициях всех своих путешествий разведывать поехали подальше, до Гагры. Время надо как-то убивать, а в Абхазии это лучше всего делать катаясь из одного конца страны в другой. Возле универсама "Континент" опрошенные таксисты посоветовали забить на поиски плантации. И предложили альтернативу. А именно в 200м от универсама повернуть и поехать в гору. До мандаринового сада. Что мы тут же и сделали. Подъём немного затянулся ввиду того, что узенькая асфальтовая дорожка не была расчитана на прохождение в повороты вражеской американской техники имени Субурбан. Приходилось в некоторые повороты заходить в три приёма, сдавая назад. Зато наверху мы спокойно въехали прямо в сад. За 20минут набрали два пакета мандаринов. Здравый смысл еле заставил остановиться. Халява же блин. До кучи ещё на месте и объелись.
Поскольку обязательная программа была выполнена полностью, решили ехать домой. Обратно на таможне простояли в очереди около 4часов. Снова поступали предложения за 3000руб. проехать вне очереди. Дорога домой заняла два дня. Ночевали снова в Воронежской области и в заведённой машине. До дома добрались без приключений. В Тульской области были ошибочно остановлены ИДПС и с извинениями отпущены. В сумерках ребята не сразу разобрались кто им попался на камеру за превышение и тормознули сразу и меня и ехавший сзади Эскалейд с девушкой за рулём.
По расходам. На пробег без малого 4500км ушло около 800л бензина. Точно не высчитывал, когда уезжали была примерно треть бака а приезду где-то две трети.