Всё-таки, напрасно мы ругаем нашу жизнь в стране, именуемой Россией... Ей-ей! Судите сами (если хватит терпения осилить столь длинный текст, который, как мне представляется, даёт огромную пищу для размышления): ниже приведён рассказ моего знакомого (бывшего ленинградца) - ныне жителя Нью-Йорка.
***
Проблема с техосмотром или что делать с автомобилем?
У меня началось ежегодное развлекательно-познавательное шоу под названием "Прохождение техосмотра в Нью-Йорке". В его рамках я традиционно ищу выход из почти безвыходной ситуации и узнаю много нового об устройстве автомобилей шведского производства. Я уже знаю про них больше, чем многие автомеханики, при этом таковым не являясь.
Собственно в самой процедуре прохождения государственного технического осмотра, называемого "state inspection", нет ничего экстраординарного: тут всё отдано на откуп безмолвной и неподкупной технике, но в этом-то вся проблема. Будь я в России, то давно бы уже нашёлся знакомый в МРЭО (или как там теперь именуются сии учреждения), который за небольшую сумму решил все мои трудности. Но тут нет МРЭО - техосмотр делают почти в любом автосервисе: автомобиль подключается к компьютеру штата через разъем OBDII, который считывает с неё все необходимые для прохождения данные.
Проблема в том, что у меня горит лампочка "check engine", а с такой "неисправностью" получить заветный талон нереально. Для многих автомобилистов и это не является особой сложностью - ошибку обнуляют, владельца отправляют покататься полчасика по шоссе, и после этого он без проблем проходит "инспекшен". Жульничество конечно, но в рамках закона. Нет ошибки - нет претензий.
У меня этот номер, к сожалению, не проходит. Шведские инженеры настолько суровы, что не могли позволить покупателям своих машин просто так удалять ошибки и ничего не получать взамен. Вольвовладельцу надо пройти настоящий квест с изощренными и трудновыполнимыми испытаниями. Причем, во время прохождения ошибка двигателя может выскочить вновь и квест придется проходить заново.
В чем суть проблемы. У меня глючит датчик атмосферного давления, от которого регулируется давление турбонаддува и период впрыска при пуске двигателя в условиях высокогорья. Штука очень нужна при езде по Кордильерам, но совершенно бесполезная в Нью-Йорке. Сам датчик это маленькая штучка весом в несколько граммов, но стоимостью больше сотни долларов. Вольвисты справедливо считают, что он дороже золота. И правда - на вес золото дешевле. Чтобы не утомлять подробностями скажу, что причиной глюка может быть целый ряд проблем, начиная от неисправности самого датчика и заканчивая проблемой с электропроводкой в баке автомобиля (сам датчик под капотом). Для этого есть специальная вольвовская справочная система, которая выдает список возможных неисправностей и пути их устранения. Еще надо понимать, что в Америке машины не чинят. Тут тупо меняют детали. Вынимают неработающую и на ее место ставят новую. Никакие электрики здесь не пропаивают схемы и не ищут где вместо пяти вольт стало полтора. Специалисты конечно есть, но если дело дойдет до электропроводки, то стоимость работ приблизится к стоимости автомобиля. В качестве некого примера приведу ситуацию, при которой чтобы приварить ухо крепления глушителя (ну не менять же весь целиком совершенно исправный) пришлось долго искать в мастерских промзоны кого-то, кто имеет и умеет пользоваться сварочным аппаратом (в обычных автосервисах нет сварочных аппаратов – при замене деталей они же не нужны!).
В результате имеется совершенно не нужная в условиях города хрень, которая никак не влияет на работу двигателя, но которая очень важна, если я вдруг соберусь в Гималаи. Так имеется немолодой, но грациозный и совершенно рабочий автомобиль у которого эта хрень заглючила и который не может из-за нее пройти техосмотр.
"Так поменяй эту хрень!" - дружно воскликнут все вокруг. Я так и сделал, но проблемы на этом не кончились. Во-первых, непонятно, виновата ли хрень в ошибке. Машина старая и что там у неё внутри никто не знает. Чтобы исключить эту причину надо поездить. В прошлый раз ошибка выскочила вновь только после 1 200 километров пробега. Во-вторых, так как вся эта история затеяна исключительно ради прохождения техосмотра (на работе двигателя ошибка никак не сказывается), то значит надо, чтобы при подключении к компьютеру штата ошибок не было. И тут в игру вступают шведские инженеры. Чтобы удалить проблему надо заменить неисправный узел и обнулить ошибку. Это сделано - куплен новый датчик и установлен на место старого. Все ошибки удалены. Вместе с обнулением ошибки удаляются все статистические данные из компьютера автомобиля и ему потребуется время, чтобы набрать их снова, чтобы потом сказать, что всё "О`Кey". Всего в системе семь тестов, для прохождения ТО необходимо пройти как минимум пять из них. Весь прикол в том, что просто кататься на машине недостаточно. В прошлый раз я проехал тысячу километров и компьютер был все еще не готов. Ездить надо по определенным правилам, рассказывать о которых просто нет времени и места. Могу лишь сказать, что скорее всего эти правила придумал какой-то швед, явно далекий от реального мира... Ну, или кто-то с очень своеобразным чувством юмора (возможно, что их в свободное от работы время придумали продюсеры передачи Топ Гир).
В прошлом году я пытался пройти весь квест, но так и не смог. Честно катался всю ночь по пустой дороге, но компьютер так и не набрал данные. На втором заходе загорелась лампочка. В итоге помогли добрые русскоговорящие дяди из гаражей, которые что-то "похимичили" с внутренностями и машина прошла техосмотр. В этом году тех добрых дядей на месте уже не было. Возможно, что за подобные фокусы они лишились лицензии. Все мои попытки найти кого-нибудь, кто бы мог мне помочь подобным образом кончились полным фиаско. Все разводят руками и говорят, что сделать ничего не могут (дорожат лицензией).
Есть только один путь - починить машину. Но я, к сожалению, этого пока сделать не могу. Поэтому, вполне возможен вариант, что Вольву придется сдать на запчасти или продать за копейки. Продать машину с горящей лампочкой за нормальные деньги нереально. Заниматься жульничеством и подставлять следующего владельца я не хочу.
Машина у меня Вольво S70 GLT 1998 года с пробегом 156 000 миль. Покупал я ее два года назад за $3 600. С того времени цены прилично упали и сегодня можно купить подобную машину уже за $2 000 - $2 500. С учетом того, что мне надо делать подвеску, покупать новую резину и прочее, в автомобиль потребуется вложить помимо ремонта датчика еще $1 500. Получается, что выгоднее сдать ее за $800 - $1 000 (если получится), доложить к вырученной сумме полторы тысячи и купить новую машину без этой проблемы. Вот такая странная американская арифметика: дешевле сбагрить автомобиль, чем его чинить. При этом машина совершенно нормальная, бегает без проблем, выглядит хорошо и масло не жрет. Еще бы ездил и ездил. Что со всем этим делать - я так и не понял...
Если покупать, то что? Подобную Вольво точно больше не хочу. Взял бы лучше старую, но не убиваемую 940-ю, но им всем уже прилично лет. С другой стороны менять так менять, может взять что-нибудь американское. Давно присматриваюсь к Краун Викториям или Меркьюри Маркизам, но совершенно ничего про них не знаю. Понятно, что расход топлива будет больше, а вот как они в эксплуатации я совсем не знаю.
P.S. Так как я не американец, то для меня автомобиль больше, чем просто средство передвижения. Я к нему привык, полюбил, и он меня полностью устраивает. За два года он ни разу не подводил и до сегодняшнего дня я собирался ремонтировать его... Теперь вот посчитал и засомневался.