про азот разводка

подробнее поиск фразы АЗОТ+ШИНА+МИф любой поисковой системе выдает на научно популярную статью:
В очередной раз проезжая мимо шиномонтажа, вы наверняка могли заметить красочную рекламу относительно новой услуги под названием «накачка шин азотом». Возможно, вам даже предлагали осуществить такую процедуру? Неудивительно, так как она пользуется широким спросом среди автомобилистов. Широко разрекламированный сервис многообещающ.
Слушая заученные речи и читая рекламные проспекты, красочно расписывающие преимущества инновационного подхода к решению довольно тривиальной задачи, можно подумать, что это достижение в области науки заслуживает, как минимум Нобелевской премии. Снизить расход топлива, увеличить ресурс покрышки, повысить динамические качества авто? Все это, оказывается, просто. Достаточно накачать шины азотом! Чем аргументируют такие существенные достоинства метода сами продавцы одной из составляющих обычного воздуха? Насколько эффективна накачка шин азотом? Об этом и многом другом мы предлагаем поговорить в данной статье.
Шоу начинается
Прежде всего, стоит подробно перечислить все декларируемые «плюсы» способа. Так сказать, для того, чтобы было, что опровергать или подтверждать. Итак, представление начинается:
Акт первый – улучшение ходовых качеств автомобиля. Многие из нас из школьного курса физики знают, что азот имеет более низкий показатель удельного веса. За счет снижения веса колеса достигается улучшение показателей разгона машины, снижается расход топлива. Но это еще не все! Некоторые особо талантливые продавцы воздуха убеждают своих потенциальных клиентов в том, что шины, накачанные азотом, меньше буксуют при резком старте, обеспечивают плавный ход при езде по ямам и кочкам.
Акт второй – повышение ресурса покрышки и диска. Продавцы газа утверждают, что за счет большего размера молекул азота в сравнении с молекулами воздуха, первые из них уходят из замкнутого пространства медленнее. Другими словами, шина сдувается не так быстро, как это было бы при накачке покрышки воздухом. Более того – по мнению «авторитетных специалистов» существенно продлевается срок службы колесного диска, так как из состава газовой смеси устраняется кислород – главный окислитель, вызывающий коррозию.
Развенчиваем мифы
Перед тем, как перейти к доводам, основанным на законах физики и химии, стоит напомнить о составе обычного воздуха, которым накачивались шины в «дореволюционную эпоху». Он включает в себя два типа газов – кислород, объем которого в смеси достигает 21% и (внимание!) азот . Его в воздухе содержится не менее 78%. Другими словами, мы и раньше накачивали шины азотом, но просто об этом знали далеко не все. Продавцы воздуха утверждают, что в их смеси азота содержится около 95%. То есть, кардинально ничего не меняется. Более того – проверить объем газа в смеси подручными средствами практически невозможно. Исходя из этого, возникает закономерный вопрос – а за что, собственно, мы платим деньги? Теперь перейдем к столь приятным нашему слуху рекламным лозунгам.
* Миф №1. Разница в размере молекул не дает шине быстро сдуваться во время прокола. Вы, наверное, представляете себе удельный вес молекулы газа. Согласитесь, он настолько мал, что говорить о каком-либо эффекте здесь не приходится. Диаметр прокола просто несопоставим с этими величинами.
* Миф №2. За счет накачки шин азотом обеспечивается высокий ресурс шины. Ответьте на простой вопрос – заметно ли негативное воздействие воздуха на покрышку снаружи? Разумеется, нет. А ведь наружная часть колеса находится не только под воздействием воздуха, но и массы агрессивных сред.
* Миф №3. Газ позволяет сократить расход топлива и увеличить динамику. Действительно, азот легче кислорода. Но здесь речь идет о том, что эксплуатационные характеристики меняются очень незначительно. Заметить эти изменения просто невозможно. Это может быть актуально только на гоночном треке, да и то с натяжкой.
* Миф №5. Шины, надутые азотом, не нужно подкачивать. Стабильное давление в покрышке обеспечивается ее герметичностью. В случае наличия прокола сохранить его не получится даже с азотом. Если же шина цела, то ощутить разницу в давлении вам просто не удастся, так как она измеряется в сотых долях атмосфер.
А теперь подробнее
Почему-то в среде продавцов газа принято называть его инертным. Это либо заблуждение, либо сознательная попытка обмана. Дело в том, что азот не относится к группе инертных газов. То есть утверждение о том, что он не меняет своего объема при изменении температуры – просто выдумка. Кроме того, каждый, кто не пропускал уроки физики в девятом классе общеобразовательной школы, знает законы Шарля и Гей-Люссака, в соответствии с которыми давление газа при постоянном объеме прямо пропорционально температуре, а коэффициент объемного расширения всех газов одинаков. Другими словами, давление в покрышке с повышением температуры вырастет в любом случае. И азот – не выход из ситуации.
Смеем разочаровать вас еще раз, но подкачивать шины придется даже в том случае, если они наполнены «чудо газом» и периодичность этой процедуры не изменится. Дело в том, что резина – материал, который содержит углерод. А он проницаем для всех типов газов. Разговоры же о том, что молекулы азота больше, чем молекулы кислорода, действительно имеют под собой научную почву. Но давайте посчитаем: размер молекулы азота составляет примерно 0,000000031 см, а молекулы кислорода – 0,000000029 см. Очевидно, что молекула воздуха действительно больше. Но при этом стоит учитывать, что, заправляя покрышку смесью, состоящей из 95% азота, мы меняем формулу незначительно, ведь в воздухе и так есть 78% этого газа. Таким образом, ощутить заявляемое преимущество на практике просто невозможно.
Накачивая шины азотом, вряд ли получится получить существенную экономию топлива за счет снижение веса смеси. Никто не спорит, что азот легче, чем кислород. Но насколько легче? Это легко вичислить. В среднем разница составляет около 1.5 грамма. Разумеется, чем менше вес колеса, тем меньшая загрузка приходится на детали ходовой, теоретические улучаються динамические свойства авто, соответственно, снижается и расход топлива. Но если речь идет о 1-2 граммах, то проще снять обручальное кольцо или пожертвовать завтраком. Экономия будет болем ощутима. Но ведь масса автомобиля – это не масса колеса, скажете вы. И будете отчасти правы. Что же, приведем цифры относительно разницы веса азота и обычной воздушной смеси в колесе. При помощи нехитрых вычислений можно установить, что общий вес кубометра воздуха составляет 1,29 кг. Такой же объем азота весит на 4 грамма меньше. Если же считать объем воздуха и азота в колесе, то разница сокращается до 2-3 грамм, в зависимости от типоразмера покрышки. В процентном соотношении к массе колеса этот параметр составляет всего 0,01-0.02%. Выводы напрашиваются сами за себя.
Не выдерживает никакой критики мастеров и тот аргумент, что азот не поддерживает горения и это предоставляет водителю огромное преимущество на дороге. Но разве при разрыве покрышки она взрывается? После прокола или пореза возникает угроза пожара? Разумеется, нет. Зачем же использовать азот?
Впрочем, говорить, что азот – абсолютно бесполезная штука при накачке шин, не стоит. Существует чисто психологический фактор. Если вы искренне верите в то, что этот газ способен творить чудеса, не стоит отказывать себе в удовольствии. Тем более, стоит оно относительно недорого.